Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”,
Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о
его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так
далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и
тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким
истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой”
Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало.
Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его
тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию
души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у
Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших
поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать
во имя добра.
Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу,
так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и
Справедливого.
Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его
достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в
душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве
внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и
добродетельна.
Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов,
связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет
самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на
своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда
как невежество ведет к поражению от самого себя”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий