Если проанализировать рассуждения детей «от двух до пяти»
лет, то станет очевидным, что каждый сделанный вывод основан на логической
ошибке. Пример: «Бабушка вынула искусственные зубы. Юра расхохотался: “А теперь
глазки выньми!”».
Если восстановить энтимему, то получим регрессивный
полисиллогизм: «Зубы – часть лица. Глаза тоже часть лица. Следовательно, глаза,
как зубы. Зубы вынимаются. Следовательно, глаза тоже вынимаются». Допущены
логические ошибки: в просиллогизме используется 2-я фигура простого
категорического силлогизма, с отсутствующей отрицательной посылкой (по правилу,
одна из посылок должна быть отрицательной); учетверение терминов – «зубы» и
«как зубы». В эписиллогизме – 1-я фигура, большая посылка фактически частное
суждение: «В некоторых случаях зубы вынимаются» (по правилу, она должна быть
общей); либо – учетверение терминов: «зубы» и «искусственные зубы». Получается
комический эффект, но вывод с необходимостью не следует.
Число подобных примеров можно было бы увеличить. Таким
образом, детская логика отличается от взрослой ошибочностью, нестандартностью,
нарушением законов аристотелевой логики. Вместе с тем неправильная, ошибочная
детская логика служит для ребенка важным орудием познания, средством адаптации
к миру взрослых и одновременно создания специфической «детской картины мира».
Нужна ли детская логика как орудие мышления и взросления
разума, или она вредна и мешает развивать мышление? Что делать воспитателям,
родителям: бороться с нелепыми и забавными умозаключениями детей или поощрять
их?
Принято считать, что особенности онтогенеза изоморфны
структурам филогенеза: ребенок в развитии в сокращенное время повторяет этапы
становления человечества; исследуя особенности мышления древних народов, ученые
отмечают, что логика мифа, в отличие от логики научного познания, основана на
нарушении законов аристотелевой логики и с полным правом может называться
неклассической. А.Ф. Лосев называет ее «оборотнической».
Это справедливо и для детской логики, которая имеет целый
ряд особенностей. 1) Это логика не понятий, а представлений и восприятий: там,
где ученый употребляет в качестве терминов умозаключения, абстрактные понятия,
ребенок использует чувственные образы, хотя связи между терминами-образами
логические. Образный компонент детского мышления неизбежно накладывает
отпечаток на его структуру: допускаются логические ошибки. 2) Аристотелева
логика предназначается для контроля за мышлением устоявшимся, сформированным к
моменту рассуждения, в то время как мышление ребенка развивающееся. «Взрослая»
логика не может быть адекватным языком для описания его структуры. 3)
Аристотелева логика и языки символической логики служат орудием построения в
основном научной картины мира; детская логика – орудие создания мифологической,
фантастической картины, мира сказки, художественной по форме,
чувственно-образной по содержанию.
«Детская картина мира» – целостное знание, система. По
определению А.И. Уемова, система – это множество элементов, в котором
реализуется отношение с заранее фиксированными свойствами. Всякая система имеет
три уровня организации: концептуальный (системообразующее свойство),
структурный (системообразующее отношение), субстратный (элементы). Концептом
детской картины мира является установка «идти путем жизни»; ребенок, по
определению, способное, жизнеутверждающее существо. Структурные функции
выполняет особое познавательное отношение – игры, мир осваивается действенно.
Элементами служат все явления и вещи, включенные в игру. Детская картина мира
выражается содержанием стихотворения «Пусть всегда будет солнце!».
Таким образом, детская логика – необходимый компонент
игрового отношения к миру, не ставящего целью открытие объективной истины.
Овладение аристотелевой (взрослой) логикой опирается на более высокий уровень
абстракции и ранг рефлексии; здесь логические операции отражают отношения между
свойствами вещей и свойства отношений, в то время как детская логика исследует
сами вещи, с их свойствами и отношениями. Повышение ранга рефлексии и уровня
абстракции начинается с обучения в школе, когда ребенок активно включается в
познание мира письменной культуры.
Существует понятие «архетип детства», выражающее архаическую
структуру, которая имеет различные функции на разных этапах развития как
человека, так и социума. Архетип детства обладает многими свойствами детского
мира (ориентация на путь жизни, креативность, игра и т.п.) и действует как
структура мифологическая, с помощью которой воссоздается целостность бытия. В
психике взрослого человека архетип детства находится в латентном состоянии до
тех пор, пока целостность контролируется сознанием и другими «взрослыми»
структурами. Но вблизи пограничной ситуации человек прибегает к мифологии как
средству сохранения единства личности. Архетип детства – это системообразующий
миф, обладающий многими признаками последнего – креативностью, ирреальностью,
чувственно-образным содержанием, синкретичностью, одушевлением мира и
тенденцией к непосредственному (магическому) воздействию на него и т.п. Итак,
для создания детского мира как особой реальности нужна детская логика.
Вопрос: «нужно ли безоговорочно принимать детскую логику,
или следует бороться с ней?» не имеет однозначного ответа. С одной стороны,
прививать навыки владения аристотелевой логикой необходимо с раннего возраста,
с того момента, как ребенок начинает говорить. Язык логичен, он служит не
только средством общения, но и формирует мысль, а форма выражает закон. С
другой стороны, аристотелева логика «останавливает» процесс мышления, лишает
его креативности, творческой инициативы. Детская логика, широко использующая
индукцию и аналогию, напротив, служит логикой открытия, получения нового
знания.
Отношение между детской и взрослой логикой подобно отношению
между дедукцией и индукцией-аналогией: новое знание открывается с помощью
вероятных умозаключений, а его истинность проверяется дедукцией. Ребенок также
добывает новое знание, пользуясь своеобразной детской логикой, но проверить его
истинность и вписаться во взрослый социум он сможет только с помощью взрослой
логики. Сами дети четко проводят границу между детским и взрослым миром,
понимая, что у взрослых – иные законы бытия и мышления.
Дети – по природе философы; им хорошо известна кантовская
позиция «как если бы...», «как будто...». Детский мир – это мир условный,
виртуальный, мир «как будто»; он не требует для своего бытия логического
принципа утверждения истинности или ложности, а опирается на принцип игры. С
другой стороны, ребенок чувствует и понимает, что детский мир недостаточен для
полноценного бытия в социуме, ограничен и поэтому стремится к открытости,
незамкнутости своего мира. Взрослым родителям и воспитателям следует с большой
осторожностью принимать это стремление к открытости, не действовать с позиции
«постава», насаждая нерелевантные детскому миру концепты и структуры мира
взрослых, а относиться как к «просвету в бытии», куда нужно войти с вопросом,
прежде чем начать воспитательные действия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий